Первое, что мы определяем, перед тем, как сделать снимок, это ориентацию кадра. Т.е. будет ли он горизонтальным или вертикальным.
....................................................................................................................................
Горизонтальный кадр
(альбомный формат или Landscape - "пейзаж")
Этот формат кадра очень удобен для восприятия зрителя, т.к. мы больше привыкли рассматривать пространство вокруг нас именно в горизонтальном направлении.
Такой кадр подходит для композиций с большим количеством предметов, расположенных в горизонтальной плоскости, т.к. позволяет оставить больше свободного места вокруг и показать практически все предметы полностью.
Или же, если мы фотографируем большой широкий объект, которому просто требуется много места в кадре.
Вертикальный кадр
(книжный формат или Portrait - "портрет").
"Портретный" формат кадра воспринимается совершенно по-другому. В связи с тем, что слева и справа от объекта нет свободного пространства, вертикальный кадр позволяет сосредоточить внимание зрителя именно на главном объекте.
Сравните, как по-разному смотрится практически одна и та же композиция в горизонтальном и вертикальном формате.
В горизонтальной ориентации мы сразу же воспринимаем и рассматриваем всю композицию в комплексе - все предметы как единое целое, вне зависимости от того, стоят ли они впереди или сзади, справа или слева.
А в вертикальной - прежде всего начинаем разглядывать главные объекты, лишь затем переходя к заднему плану, расположенному в верхней части кадра.
Вертикальный кадр используют, если на фото присутствуют длинные или высокие предметы.
Или же несколько предметов в ряд...
Чаще всего главный объект располагают ближе к нижней части кадра (фото 1), но при правильном ракурсе и фокусировке, можно привлечь внимание зрителя и к объекту, расположенному ближе к верхней части кадра (фото 2).
Кроме горизонтального или вертикального снимка иногда испольуют и квадратный формат. Он получается чаще всего при обрезке фотографии.
Квадратный кадр гораздо сложнее для использования, т.к. в нём не так много свободного пространства. В квадрате лучше с осторожностью использовать большое количество предметов для композиции, чтобы не отвлечь внимание зрителя от главного объекта. Так же он не совсем удобен для композиций типа split-кадрирования (т.е. обрезки главного объекта наполовину), т.к. в нём отсутствует доминирующая длинная сторона.
Но квадрат может помочь и привлечь внимание к блюду, если есть возможность обрезать часть изображения или пустого пространства вокруг него.
Вне зависимости от того, какой формат мы выбрали, любой кадр имеет свои границы, которые обрамляют наше изображение. Границы кадра - это один из элементов композиции, т.к. от того, что фотограф включит в кадр, а что нет, и как будут расположены предметы внутри по отношению к этим границам, зависит и то, как будет восприниматься это изображение зрителем.
Поэтому не только ракурс, точная фокусировка, подходящий фон и т.п., но и определение границ кадра очень важно.
Рассмотрим несколько фото для примера.
Здесь, на первой фотографии автор явно хотел показать композицию так, чтобы видно было оба блюдца с оладьями. В результате нижнее сместилось так, что касается нижней границы кадра. Создается впечатление, что нижнее блюдце стоит прямо на этой границе, либо она преграждает ему путь (как будто тарелку поставили прямо на край стола).
Более гармонично смотрится вторая фотография, где перед блюдцем оставлено свободное пространство (а вот дальнее блюдце вполне можно немного обрезать, т.к. оно здесь не играет главную роль).
...................................................................................................................
Далее на первой фотографии блюдце с оладьями сильно обрезано снизу, оладьи практически лежат прямо на нижней линии, ещё чуть-чуть и они "выпадут" из кадра.
А на второй фотографии блюдце оказалось "подвешенным" к верхней границе кадра, т.к. касается её.
Третья фотография оставляет больше свободного места вокруг тарелки, поэтому воспринимается естественнее.
............................................................................................................................
Как часто мы, поставив на задний план какой-либо высокий предмет, пытаемся показать его в кадре полностью и при этом обрезаем главный объект (как это произошло с чашкой, в которой лежит клубника на фото ниже)...а ведь именно он должен был быть главным, а не то, что мы поставили сзади.
Лучшим решением будет - отойти подальше от того, что мы фотографируем, и попытаться "взять" в кадр всю композицию (фото 1). Либо как-то поменять расположение предметов, расстояние между ними или ракурс (фото 2).
Или же всё-таки пожертвовать тем, что расположено сзади, и обрезать его, но показать во всей красе главное на фотографии (фото 3).
...................................................................................................................................
Здесь, на первой фотографии, бокал с десертом стоит прямо на нижней границе кадра как на подставке.
А на второй - касается верхней границы, и кажется, что она давит на него сверху.
Больше свободного пространства вокруг позволяет и зрителю рассматривать объект более свободно и легко.
Поставив два бокала в ряд на первой фотографии и пытаясь захватить их оба в кадр, фотограф не заметил, что обрезал нижнюю часть первого бокала (фото 1). Теперь этот бокал кажется "сломанным", а оба десерта как будто убегают друг от друга в разные стороны...
Лучше было бы поставить бокалы чуть ближе друг к другу, чтобы показать их полностью (фото 2 и 3).
...........................................................................................................................................
Поговорим немного и о крупном плане, который так часто выручает нас, когда нет времени делать сложную композицию из нескольких предметов.
При съёмке крупным планом, даже если на фото только одно блюдо, композиция тоже присутствует, т.к. вы выбираете какая рамка будет у вашего изображения, что включить в границы кадра.
Здесь, на первой фотографии, блюдцу с оладьями очень-очень тесно в кадре, оно оказалось зажатым его границами со всех сторон. Более гармонично смотрится вторая фотография: свободного пространства больше, поэтому и рассматривать зрителю её будет легче.
Даже если очень хочется показать какую-либо деталь блюда крупно и близко (например, какое-то интересное украшение на торте, или ягоды на десерте, или оладьи в разломе, как здесь), всегда лучше оставлять немного пространства сверху и снизу, чтобы кадр не выглядел "зажатым" (фото 3).
Ведь даже если свободного пространства вокруг тарелки будет много (фото 4), такие кадры совсем не выглядят скучными, если блюдо будет подано красиво, главное будет "в фокусе", и будет выбран интересный фон.
.....................................................................................................................................
Ещё несколько горизонтальных фото для примера...
Первая фотография - пример кадра в котором блюдо есть, но его не видно. Объект сфотографирован настолько близко, что очень сложно понять, что это такое, какой формы, на чём лежит и с чем его можно есть...
На второй фотографии его уже лучше видно, но тарелка снова оказалась "зажатой" границами кадра, как на уже рассмотренных выше вертикальных фото с оладушками.
Третье и четвёртое фото- это тоже крупный план, пусть и не так близко сфотографированный, но зато более удобный для рассматривания, т.к. вокруг тарелки оставлено свободное пространство.
...............................................................................................................................
Только если у вас достаточно большая тарелка, а блюдо или его порция наоборот - маленькая и вокруг неё остаётся много свободного места на тарелке, в этом случае возможен будет такой крупный план, чтобы тарелка заняла почти весь кадр (фото 1). Здесь блюдо не смотрится зажатым, т.к. вокруг кексов достаточно пространства, тарелка воспринимается просто как фон вокруг них.
Хотя я всё равно больше склоняюсь к фото 2, где лучше видно, что кексы лежат именно на тарелке...
........................................................................................................................................
Часто ли у вас возникает вопрос - обрезать предмет в кадре или нет?
Попробуем посмотреть, что получается, когда мы что-либо обрезаем...
И на первой и на второй фотографии сильно обрезан предмет справа, поэтому не очень понятно, что же это такое...
Гармоничнее смотрится фото 3, где все предметы показаны полностью, либо фото 4, где чайник обрезан, но это не мешает восприятию, т.к. мы понимаем, что это именно он.
Здесь та же история с чашкой слева. На первой и второй фотографии она обрезана так сильно, что её трудно узнать. На фото 3 чашка угадывается лучше, поэтому и фото выглядит естественнее.
И ещё один похожий пример с чайником. Можно обрезать его до неузнаваемости (фото 1), а можно совсем убрать его из этого кадра, чтобы не мешал (фото 3), либо показать полностью (фото 2).
А вот столовые приборы обычно "спокойно относятся" к обрезке. Т.к. чаще всего мы легко угадываем, что это, даже если видим их не полностью.
......................................................................................................
Попробуем внимательно относиться к кадру и его границам, и наши фото обязательно станут ещё лучше!