Фоты с праздника дыни, который отмечается у нас ежегодно!
И немного годных букв. Перекопал и перечитал много литературы как в сети, так и на бумажных носителях, ниже приведу статью, которая мне больше всего понравилась своей непритязательностью и близостью к обычной жизни
С середины лета, когда в Москве и многих других российских городах появляются арбузно-дынные развалы, возникает ощущение бахчевого изобилия. И только весьма искушенный гурман никогда не польстится на желтобокие плоды, ассортимент которых ограничен двумя простонародными названиями – «торпеда» и «колхозница».
На территории России, в силу особенности климатических условий, можно выращивать только скороспелые (и только в самых южных районах) сорта дынь. Соответственно, для массового потребителя дыни везут из Центральной Азии (в основном – из Узбекистана). Но главное требование к сортам, привозимым в Россию, – не вкусовые качества, а способность к долгому хранению и перевозке. И потому к столу россиян попадают лишь «чемпионы» – долгожители, способные сохранять товарный вид в течение месяца, после того, как покинули родную бахчу.
Конечно, для того, кто ни разу не отведывал настоящих азиатских дынь, и «колхозница» с «торпедой» могут показаться весьма сносным продуктом. Но, замечу на собственном опыте, того, кто хоть раз в разгар сезона попробовал только что сорванную на туркменской бахче спелую желтобокую красавицу, того уже никогда не прельстят плоды, залежавшиеся на московских дынных прилавках.
В августе в Туркменистане отмечается уникальный праздник, возведенный в ранг национального, – День дыни. Несведущему человеку трудно понять, почему именно этот месяц выбран в качестве времени чествования популярного лакомства. Ведь сезон сбора дынь достаточно продолжителен: первые скороспелые сорта появляются в продаже в конце мая, толстошкурые «зимовки», снятые с грядок в конце октября, не исчезают с прилавков местных базаров до начала весенних месяцев. А заплетенные в косички сладчайше лоскутки вяленой дыни не исчезают с ашхабадских прилавков круглый год.
Но именно на август приходится пора созревания королевы дастархана – самой сладкой и вкусной из всех в мире дынь – представительницы достославного сорта «вахарман». Период окончательной спелости этого сорта приходится на весьма непродолжительный период времени – с середины августа до конца первой декады сентября. И уж в этот временной отрезок надо не упустить времени, чтобы в полной мере успеть насладиться незабываемым вкусом.
Сделать это можно только в Туркменистане: тонкая и нежная кожица «вахармана» легко повреждается при транспортировке, да и долгого хранения этот утонченный сорт не приемлет. Поэтому отправлять его на экспорт автомобильным или железнодорожным транспортом – бессмысленно, а самолетами – слишком дорого. Не случайно мои московские друзья всегда просят меня только об одном августовском сувенире из Ашхабада – дыне сорта «вахарман».
Казалось бы, вырастить дыню – дело не хитрое. Посади в землю семена, не забывай изредка поливать, а дальше щедрое туркменское солнце сделает свое дело – напоит плод медовой сладостью, успей только вовремя сорвать дыню с грядки, иначе она просто лопнет от избытка зрелости. Но это только кажущаяся простота. Такой эксклюзивный сорт, как «вахарман», требует за собой особого ухода. Нельзя допускать его соседства с грядками, где растут дыни других сортов: перекрестное опыление может свести на нет все вкусовые качества.
Чем меньше дыню поливаешь, тем слаще будет ее мякоть на момент сбора урожая. Это не значит, что растение может вовсе обойтись без воды, но и избыточное количество влаги тут ни к чему. Известны случаи, когда черенок дыни прививали на стебель верблюжьей колючки – пустынного растения, чья корневая система уходит вглубь метров на десять и способна собирать влагу с больших глубин. Но это чересчур хлопотная процедура для массовых посадок.
В момент, когда дыня подходит к пику своих потребительских качеств, у человека появляется серьезный конкурент в части оценки ее вкусовых свойств. Старая туркменская народная поговорка гласит: «Самая сладкая дыня достается шакалу». И действительно, цепочки шакальих следов можно всегда увидеть на песчаниках, где, в основном и располагаются бахчевые грядки. И как ни старается хозяин бахчи уследить за сохранностью урожая, как ни науськивает суровых сторожей грозных алабаев – волкодавов, хитрые старожилы пустыни шакалы всякий раз подтверждают справедливость народного опыта, снимая положенную дань. Десяток-другой плодов из каждой сотни оказывается изрядно надкусанным.
Есть маленький фокус, которым я всегда удивляю московских друзей, подавая к столу привезенную из Ашхабада дыню. Кажется, что каждая дыня в своем поперечном сечении имеет форму ровного круга. На самом деле, если внимательно приглядеться, то можно заметить чуть выделяющиеся три ребра равностороннего треугольника. Если разрезать дыню точно по вершине каждого из трех ребер, то окажется что на каждой из полученных трех долей разместилась неповрежденная косичка дынных семечек, которую в таком случае очень легко отделить от мякоти плода.
Самая вкусная дыня – та, что сорвана с грядки в момент пика созревания. К такой стоит только прикоснуться ножом, как тонкая кожура с треском лопается, обнажая кремовую плоть с желтыми рядами семян. Описывать словами тонкий, напоенный щедрыми запахами пустыни вкус нежной клетчатки – пустое дело. Никаких эпитетов не хватит, чтобы передать все оттенки удовольствия: здесь угадывается и запах меда, и тонкая пикантная кислинка, а сочность плода, истекающего сахарным соком, просто поражает воображение.
Дыня, купленная на базаре, также хороша, но, безусловно, несколько уступает своей подружке, съеденной прямо на бахче. Чтобы доставить это чудо от далекой грядки в пустыне на городской прилавок в целости, бахчеводы вынуждены снимать урожай в чуть недозрелом виде: пару дней на бережную транспортировку, да и на базаре дыня потеряет день-другой, прежде чем обретет своего нового владельца. Но эта незначительна потеря своих качеств не снижает популярности сорта «вахарман».
Несмотря на августовское изобилие, дыни на базарах не залеживаются: это изысканный десерт делает любой стол праздничным. Потому и отмечено время сбора сорта «вахарман» знаком общенационального праздника – Днем туркменской дыни. И если уж и выбирать время очередного приезда в Ашхабад, то, невзирая на жаркое туркменское лето, делать это надо именно в августе.
Автор
Ахметджан НУРЫЕВ, культуролог.