Большой блинный марафон
Голосование за самую интересную фотографию Блинного марафона
Голосование за самую интересную загадку "Блинного марафона"
В преддверии праздника Масленицы, начнём новую тему, рассматривая фотографию блинчиков с яблоками. Сколько разных предметов мы на ней видим?
Несколько блинчиков на тарелке, столовые приборы, яблоко, полотенце...их много, но не все из них мы видим одинаково.
Не кажется ли вам, что один из предметов как будто бы выходит за рамки плоского изображения и приближается к зрителю?
Тот разрезанный блинчик в центре тарелки, с аппетитными кубиками яблок внутри...не кажется ли вам, что он выглядит объёмным и будто бы приглашает попробовать его на вкус?
Любая фотография - это всего лишь картинка, но мы можем сделать её почти трёхмерной и привлечь внимание к любому изоборажённому на ней объекту с помощью точной и продуманной фокусировки.
Все мы знаем, что наш фотоаппарат перед тем, как сделать кадр, фокусируется на объекте (или нескольких объектах). Эти объекты затем выглядят более резкими на фото, чем те, которые остались вне фокуса. Т.о. на нашем фото появляются 2 зоны - зона резкости и зона нерезкости (более размытая). И чтобы блюдо выглядело более привлекательным для зрителя, оно обязательно должно быть "в фокусе".
Сравним две фотографии для примера. На что прежде всего направлен наш взгляд на каждой из них? Что находится в зоне резкости?
На 1-й фотографии - это листочек базилика, т.к. большая часть блинчиков получилась размытой. А вот на 2-й мы чётче видим ту часть блинчиков, которая расположена ближе к зрителю, что делает фотографию более привлекательной.
Как же помочь фотоаппарату сфокусироваться на объекте более точно?
Любая фотокамера фокусируется автоматически. Также все зеркальные фотоаппараты (и лишь некоторые модели компактных "мыльниц") имеют возможность переключаться с автофокуса на ручную фокусировку.
На "зеркалке" этот "переключатель" выглядит примерно таким образом:
деления AF (или S) и С - разные виды автоматической фокусировки,
а MF (или М) - ручная фокусировка.
Переведя данный движок на значение "М", мы разблокируем фокусировочное кольцо на объективе (оно находится рядом с кольцом "зума" и в режиме автофокуса не работает, т.е. не поворачивается).
деления AF (или S) и С - разные виды автоматической фокусировки,
а MF (или М) - ручная фокусировка.
Переведя данный движок на значение "М", мы разблокируем фокусировочное кольцо на объективе (оно находится рядом с кольцом "зума" и в режиме автофокуса не работает, т.е. не поворачивается).
В режиме ручной фокусировки всё просто: смотрим в видоискатель, одновременно поворачиваем фокусировочное кольцо на объективе и таким образом наводим фокус туда, куда нам нужно.
А вот автофокус обычно самостоятельно фокусируется только по центру (если мы не поменяли никаких настроек автофокуса внутри фотоаппарата).
Поэтому, если блюдо находится не точно в центре кадра, фотоаппарат может легко ошибиться с фокусом (как здесь, на первой фотографии).
Чтобы этого не случилось, можно воспользоваться следующим приёмом (как для зеркальных фотоаппаратов, так и для компактных "мыльниц"):
- Глядя в видоискатель, направить фотоаппарат на объект так, чтобы в центре кадра оказалась та область, на которой мы хотим сфокусироваться (см. фото 1 ниже)
И в этом положении нажать на кнопку спуска до половины (т.е. не до конца, чтобы сработал автофокус, но фото пока не было сделано).
- Далее, удерживая кнопку полунажатой, осторожно сместить фотоаппарат выше или ниже, правее или левее (в зависимости от того, какой кадр нам нужен). Важно при этом не приближать и не удалять фотоаппарат от объекта, чтобы расстояние между ними осталось прежним.
И увидев нужную картинку в видоискателе, нажать на кнопку спуска, сделав фото.
Таким образом центр кадра переместился, а вот автофокус зафиксировал и сделал резкой ту часть кадра, на которую мы его навели вначале (фото 2).
От чего ещё зависит то, какие предметы попадут в зону резкости?
Посмотрим снова на две фотографии с блинчиками. Чем они отличаются? Фокус на обеих фотографиях был направлен в одну и ту же точку - передний край блинчиков. Но на первой фотографии мы видим большую часть их чёткими и резкими, а на второй лишь небольшой краешек возле бортика формы.
Это связано с тем, что в первом случае диафрагма объектива была более закрытой (f/4), чем во втором (f/2,8)
А ведь мы уже знаем, из прошлых тем, что чем сильнее открыта диафрагма, тем больше размытие и меньше предметов попадает в зону резкости.
Это обязательно нужно учитывать при фотографировании зеркальным фотоаппаратом (для "мыльницы" это не так важно).
Несмотря на красиво размытый фон, который даёт максимально открытая диафрагма (см.третье фото ниже), из данных ниже фотографий более предпочтительны первая и вторая, т.к. зона резкости больше, и блюдо можно рассмотреть лучше.
Сильно размытый фон и малая зона резкости хороши в том случае, если нам нужно привлечь внимание к деталям на фото.
Например, на первой фотографии с пастой чётко видно всю тарелку, на второй же, благодаря малой зоне резкости и крупному плану, внимание акцентируется на вилке.
Также и на следующем примере мы видим, что максимально открытая диафрагма (второе фото) позволила размыть предметы на заднем плане и выделить визуально ближайший к зрителю блинчик с начинкой.
Таким образом, при фотографировании мы: фокусируемся точно на нужном объекте, а также правильно выбираем диафрагму, изменяя величину зоны резкости. Если нужно показать блюдо или целую композицию из разных предметов во всей красе - диафрагму можно закрыть сильнее, если же мы хотим привлечь внимание к деталям - фокусируемся на них и, открыв диафрагму, размываем остальные предметы.
Что происходит с зоной резкости, если мы выбираем ракурс сверху?
В этом ракурсе (фото 2) предметы находятся примерно на одинаковом расстоянии от фотоаппарата, поэтому выглядят почти одинаково резкими (сравните фото 1 и 2 в разных ракурсах).
Для того, чтобы сделать часть фона в ракурсе сверху более размытой, можно поставить предмет на небольшое возвышение и направить фокус на него. Остальные объекты получатся слегка размытыми.
А если возвышение будет большим, то фотографируя, мы получим эффект "парения" объекта в воздухе...
Но что же делать тем, у кого нет зеркального фотоаппарата, если хочется тоже получить размытый задний план?
Можно попробовать фотографировать блюдо с очень близкого расстояния, приблизив к нему фотоаппарат и используя "зум", а вот предметы на заднем плане, наоборот, отодвинуть дальше, насколько это возможно.
Именно это я и попробовала сделать. На фото 2 видно, насколько далеко стояли предметы от тарелки с оладушками. Фото 3 сделано с помощью компактной "мыльницы". Небольшое размытие на заднем плане, действительно, получилось, но, конечно же, его не сравнить с размытием, полученным зеркальным фотоаппаратом при такой же величине диафрагмы f/4 (фото 1).
Ну, и напоследок, ещё несколько советов по фокусировке.
Фотографируя блюдо в тарелке, лучше всего фокусироваться по её центру, если же на тарелке гарнир с чем-то ещё, то фокусируемся на том, что нам важно показать больше - гарнир или другое.
А располагая предметы в ряд, чаще всего фокус наводят на тот, что находится ближе к зрителю.
Фотографируя целый торт, лучше всего, чтобы в фокус и в зону резкости попал и его бортик (как на фото 1).
А для фото с разрезом любого блюда, лучше выбирать не слишком открытые диафрагмы, либо располагать блюдо так, чтобы разрез получился максимально чётким и резким полностью (а не частично, как это вышло на первой фотографии).
При фотографировании блюда светлого цвета, имеющего гладкую ровную поверхность, часто возникают проблемы с автофокусом. Фотоаппарат с трудом фокусируется на подобной поверхности и фото может получиться нерезким (фото 1).
Чтобы помочь автофокусу, в таком случае можно попробовать фокусироваться по переднему краю тарелки (фото 2).
Можно попробовать сделать поверхность более рельефной или сфокусироваться по ложке, положив её в блюдо.
Либо добавить какую-либо деталь на поверхность и навести фокус на неё.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
И пусть главное на ваших фотографиях всегда будет "в фокусе"!
Переходим к заданию этой темы. Точнее, это будет не совсем задание, это будет...