Сначала была лапша. Сдобренную душистыми специями лапшу ели на Востоке, политую ароматными соусами подавали в древнем Риме, любимым было это блюдо и у народов, населявших территорию нашей страны. А потом, как утверждают историки, итальянцы, хорошо знакомые с прессами для винограда, применили их и для выделки мучных изделий. Эксперимент, по всей видимости, закончился успешно, и макароны сначала завоевали Италию, а потом — почти весь мир.
Больше всего макарон съедают, конечно, в Италии; на душу населения там в год приходится около 30 кг макаронных изделий, а на юге страны — более 45 кг. В США «душа населения» в год может рассчитывать на 3,5 кг макарон, а в скандинавских странах — всего на полкило. Конечно, скандинавам пока далеко до итальянцев, но самое интересное, что потребление макарон год от года растет во всех странах. Даже Азия и Дальний Восток начинают переходить с риса на макароны.
В РФ на душу населения приходится 6 кг макарон в год. Однако в ближайшем будущем производство этого продукта собираются еще расширить, поэтому в нашей стране строят новые фабрики с самым совершенным оборудованием, а старые переоборудуют. Здесь рассказывается о том, как сейчас делают макароны на новой Московской макаронной фабрике № 2, которая вступила в строй всего год назад. Все изготовление консервов из теста на этой фабрике автоматизировано — от приема муки до упаковки макарон; работникам остается только следить за автоматами и задавать программу.
Но сначала — история.
СПРОСИ В МОСКВЕ ЛЮБОГО ГАСТРОНОМА, ЗНАЕТ ЛИ ОН ПИЛИГИНСКИЕ МАКАРОНЫ...
Этими словами начиналась статья о макаронах в газете «Северная пчела». Пи-лигинскими их называли потому, что изготовляли на фабрике Порфирия Дмитриевича Пилигина. В начале XIX века этот талантливый техник-самоучка серьезно потеснил иностранных предпринимателей, до того монопольно владевших макаронным производством в России со времен Петра I. Петр пригласил итальянских мастеров для строительства гребных галер. Полагают, что именно они и завезли в нашу страну макароны и способы их приготовления. В России росла прекрасная пшеница твердых сортов, казалось, специально созданная для южного блюда. К тому же готовые макароны стоили здесь в пять-шесть раз дороже муки. Это сулило иностранцам огромные барыши.
В середине XVII века производство находилось в руках мелких кустарей и ремесленников, делавших все вручную. Только в 1787 году была построена первая макаронная фабрика — в Одессе. Правда, вначале на ней не было даже конного привода, но все-таки это была уже фабрика. Позднее подобные предприятия появились в Москве и других городах. Вот какое объявление было помещено в газете «Санкт-Петербургские новости» в те годы: «...на макаронной фабрике продают за сходную цену лучшие макароны на манер генуэзский и сардинский, а также вермишель...».
В 1895 году Московская фабрика (ныне Московская макаронная фабрика № 1) была оснащена четырьмя гидравлическими прессами и паровой машиной на 6 л. с. В конце XIX века основными центрами макаронной промышленности в России стали Москва, Поволжье, Ростов-на-Дону и Одесса. Дело, что называется, пошло. В 1913 году 39 российских фабрик выпускали более 24 000 тонн изделий в год.
НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНОЕ ТЕСТО
Казалось бы, что может быть необычного в макаронном тесте — мука и вода. Однако готовые макароны должны быть прочными и выдерживать долгое хранение; недаром этот продукт называют консервами из теста. Так вот, такие прочные изделия можно получить только из очень плотного, вязкого теста, хорошо сопротивляющегося разрыву. И в то же время, оно должно быть эластичным. Чтобы тесто приобрело эти замечательные свойства, важно выполнить два главных условия: взять хорошую муку и правильно замесить ее.
Настоящее макаронное тесто готовят из особой макаронной муки, которая больше похожа на манную крупу. Делают муку из самого лучшего зерна, богатого белками и желтыми пигментами, — пшеницы твердых сортов с янтарным стекловидным зерном (Triticum durrum).
ВСЕ ДЕЛО В КЛЕЙКОВИНЕ
Зерно пшеницы состоит как бы из трех отделений. Под пятью слоями оболочки из клетчатки, которые обычно удаляют, так как они не поддаются перевариванию, заключено ядро, или эндосперм. В нем множество растительных клеток — маленьких мешочков с тонкими целлюлозными стенками. Мешочки заполнены зернами крахмала вперемежку с нитями и пленками белковых веществ. Сюда же входит немного жира (1,6%), сахара и минеральных солей, а также ферменты и вода — 14,5%. В пшенице стекловидных сортов все вещества ядра спрессованы в монолит, действительно похожий на застывшую стеклянную массу. Когда монолит мелют, получаются прочные крупинки: при соприкосновении с водой они набухают и слипаются. Происходит это оттого, что в состав белков пшеницы входят глютенин и глиадин, нерастворимые в воде, но способные впитывать ее и набухать. При замешивании теста они образуют так называемый гидрофильный гель — липкую, тягучую и в то же время упругую и эластичную массу — клейковину. Нити и пленки клейковины обволакивают и склеивают зерна крахмала, как бы создавая эластичный скелет теста. И чем лучше она, тем скелет этот прочнее и тем плотнее, круче и эластичнее тесто.
Эндосперм мучнистых сортов непрочен, клейковина в нем невысокого качества, при помоле зерно рассыпается на очень мелкие частицы: из них хорошего макаронного теста не получишь; такая мука идет на выпечку хлеба, булок, бубликов.
В зерне есть еще одно важное отделение — росток, он богат ферментами, жирами, витаминами Е и В. Но, к сожалению, невзирая на все эти богатства, от ростка стараются избавиться, потому что заключенные в нем жиры при длительном хранении разлагаются и становятся причиной прогоркания муки.
БАБОЧКИ, РОМАШКИ. ГНЕЗДА
Муку на фабрику привозят муковозы. Здесь их подключают к пневматической системе, и сжатый воздух подает муку в бункера, где она хранится сколько надо и откуда поступает в работу.
В большом,, светлом и чистом цехе с высоченными потолками — шесть автоматических линий; на четырех делают макароны, вермишель и лапшу, а на двух других более сложные изделия — бабочки, ромашки, стрелки, гнезда. Блюдами из них издавна славится Болонья, поэтому именуют изделия этого типа болонскими.
Дозаторы непрерывно подают муку и воду в первую тестомешалку: в тесто для фигурных изделий идет больше воды, так как оно должно быть мягче, в будущие макароны воды требуется меньше. В первой мешалке компоненты просто смешиваются, здесь тесто еще непохоже на тесто: маленькие и большие комья. Затем все перезолится во вторую мешалку, где перемешивание продолжается, и, наконец, в вакуумную мешалку. Тут тесто окончательно уплотняется и из него удаляются пузырьки воздуха, который не только мешает при формовке, но и окисляет каротиноиды и ксантофилы — пигменты, которые придают изделиям приятный желтый цвет.
ПРЕСС И СУШИЛКА
Готовое тесто шнеками подается на матрицы и продавливается через них. Чтобы проиллюстрировать, насколько оно плотное и вязкое, достаточно сказать, что давление здесь достигает 100 атмосфер. В зависимости от формы отверстий на матрицах получаются разные макаронные изделия.
Выдавленные макароны тут же автоматически подвешиваются на горизонтальные рейки — бастуны. И вот один за другим бастуны с развешанными на них сырыми макаронами медленно движутся в сушильное отделение.
Сушка — наиболее ответственный, трудный и медленный этап в изготовлении макарон. Вся загвоздка в том, что влага изнутри теста проникает к поверхности его очень медленно. В Италии жаркое и сухое лето позволяло сушить макароны в свое время просто на солнце, гут все шло само собой, стихийно создавался оптимальный режим. Сейчас, когда одним летним сезоном явно не обойтись, стараются естественный процесс воспроизвести в машинах. Но идти можно только по пути увеличения числа машин, а не ускорения процесса, так как слишком быстрая сушка делает макароны хрупкими и ломкими.
В наше время лучшей считается непрерывная сушка, когда бастуны медленно движутся по сушильному помещению с яруса на ярус — снизу вверх в камере предварительной сушки: где температура нарастает постепенно до 40—50е С и сверху вниз в камере окончательной сушки. Затем следует медленное охлаждение. На все операции уходит не менее 30 часов.
Охлажденные макароны поступают в силосники (устройства для хранения), а оттуда, по мере надобности, на линии упаковки.
«ТЕПЕРЬ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ ТРЕБУЮТ ГОТОВЫХ ФАБРИЧНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ...»
Что ж, вполне резонное требование. И макароны — идеальный в этом смысле продукт. Для приготовления их достаточно всего 8—10 минут. Блюда из макарон — очень питательны, так как в их состав входят белки и углеводы, прекрасно усваиваемые организмом человека. Калорийность килограмма макарон— 3600 калорий, из них усваивается 3464. Макароны можно долго хранить, они не черствеют, не боятся холода и влаги, легко переносят далекие перевозки. В общем, настоящие консервы из теста.
Правда, одними макаронными белками не обойтись, в них нет двух нужных человеку аминокислот — лизина и валина, но этот недостаток можно восполнить, добавив в макароны другие вкусные вещи.