Многим из нас нравится составлять интересные композиции, добавляя к основному предмету в кадре какие-то детали. Но часто мы при этом задумываемся: а как всё это расположить? Что поставить вперёд, что позади, что по углам кадра? Ведь нужно, чтобы всё смотрелось гармонично...
А может быть лучше сфотографировать блюдо крупным планом? Это, конечно же, самый простой выход, как палочка-выручалочка: чтобы не думать о композиции, просто максимально близко сфотографировать главный объект (ну, или когда совсем нет времени и нужно просто побыстрее сделать снимок блюда )
Но на самом деле, крупный план хорош лишь в том случае, если нужно показать текстуру блюда или какую-то его особенную деталь. В остальных случаях, гораздо лучше начать знакомиться с правилами композиции, чтобы научиться гармонично располагать предметы в кадре.
Об этом мы и поговорим в этой теме.
................................................................................................................................................
В любой композиции всегда есть центр, т.е. то место, где будет находиться главный объект. Иногда бывает так, что композиционный центр сопадает с геометрическим, т.е. главный объект мы располагаем точно в центре кадра, составляя таким образом...
Центральную композицию
Те из нас, кто иногда читает статьи по фотографии, наверняка уже знают, что всем начинающим фотографам всегда советуют, что ни в коем случае нельзя располагать главный объект в центре снимка, что это скучно, неинтересно, невыразительно и т.п. И в большинстве случаев это действительно так, и для фудфотографии тоже.
Но всё же центральная композиция может быть использована, если мы просто хотим показать наше блюдо статичным, самым главным в кадре.
Например, на следующем фото тарелка находится точно в центре и вокруг неё больше ничего нет, тёмный фон как бы создаёт воображаемую рамку вокруг неё, как вокруг "парадного портрета". Вроде бы и блюда-то на тарелке особого нет, всего лишь нарезанные ломтики помидора, но так как композиция центральная и красный на белом в чёрной "рамке" выглядит очень ярко и значительно, то такая тарелка точно не останется незамеченной.
Листики петрушки расположены несимметрично, что позволяет сделать центральную композицию более интересной, придаёт ей динамичности.
А вот композиция со стаканом чая в окружении других предметов. Главный объект точно в центре, но фото совсем не кажется скучным, т.к. всё остальное расположено несимметрично, а стакан в центре и красивая ложечка в нём привлекают внимание к его содержимому...
На третьем фото я тоже хотела составить именно центральную композицию, но как-то незаметно для себя сдвинула сковородку чуть ниже , т.к. видимо, уже привыкла ставить предмет не в центр кадра...
А если не в центр, то куда же? Давайте познакомимся с разными вариантами...
Правило золотого сечения
Выбрать точку расположения объекта съёмки помогает знание золотого сечения. Не буду писать скучные математические объяснения того, каким образом нужно поделить целое на части, чтобы получилось золотое сечение. (если кому-то это интересно, можно поискать в интернете).
Это правило было известно ещё в Древнем Египте, его изучали Евклид и Леонардо да Винчи, его успешно применяли в архитектуре и живописи для построения гармоничных композиций. А затем это правило распространилось и на искусство фотографии.
Было замечено, что определённые точки изображения всегда привлекают внимание зрителя независимо от размеров картины. Таких точек - зрительных центров - всего четыре. Чтобы их найти, надо разделить стороны прямоугольника по принципу золотого сечения, провести прямые линии, и на пересечении этих прямых мы получим нужные нам точки.
Именно в этих точках, а также вдоль линий мы и будем располагать основные объекты нашей будущей фотографии, это поможет сделать композицию более гармоничной.
На этом фото точки пересечения попадают прямо на содержимое тарелки, а одна из них - на ложке (указывает нам, что быстрее нужно эту ложку брать и начинать кушать! )
А здесь оба бокала с десертом расположены вдоль линий, и на том, что стоит на переднем плане - мы видим две точки пересечения.
Но так как на практике не всегда бывает легко на глаз построить золотое сечение, то для фотосъёмки был придуман упрощённый композиционный приём, который называется...
Правило третей
Согласно этому правилу изображение мысленно делится горизонтально и вертикально на трети.
И ключевые объекты снимка располагаются снова в точках пересечения или вдоль самих линий.
Вот пример подобной фотографии - салат точно на пересечении , вилочка тоже почти попала...
Некоторые фотографы используют немного другую сетку, делая среднюю часть чуть шире. Вот как она выглядит...
Например, стакан с чаем, который мы уже видели, хоть и является примером центральной композиции, но очень хорошо вписывается как раз в эту, немного видоизменённую, сетку "правила третей".
В настройках многих фотоаппаратов (прежде всего, зеркальных) можно найти специальную функцию "сетка", которая позволяет видеть сетку в окошечке видоискателя.
Она, в зависимости от модели фотоаппарата, необязательно может быть точным разделением на трети, она может выглядеть и по-другому, но в любом случае очень помогает построить композицию будущего снимка. Например, она может быть такой:
Но несмотря на правила, к любому снимку лучше подходить творчески.
На следующей фотографии вроде бы всё правильно - два объекта расположены в точках пересечения, а один на линии.
Но второй вариант того же фото, немного передвинув объекты, мне кажется более естественным. Хотя здесь на точку пересечения попал только один из предметов (и то краешком), а один вообще уехал ниже всех линий...
Правило диагонального золотого сечения
Диагональную сетку по правилу золотого сечения можно строить двумя способами, рассмотрим каждый из них.
Первый способ.
Не буду объяснять словами, на фото наглядно видно каким образом через точки пересечения проводят диагональные линии. Таким образом мы получаем три треугольника - три секции, в которых и будем располагать основные объекты.
Причём кадр можно поворачивать как угодно - вертикально, горизонтально, в зеркальном отражении...
И несколько фото для примера, на которых мы видим, что главные объекты расположены примерно внутри каждого из треугольников.
Второй способ.
Здесь диагонали проводятся немного по-другому и главные объекты располагаются в двух самых крупных секциях.
Кадр, разделённый таким способом, снова можно поворачивать как угодно.
И пример такого фото:
Диагональ
Разобравшись немного с золотым сечением рассмотрим ещё несколько простых композиционных приёмов расположения предметов в кадре.
Одним из них является диагональ. Здесь всё очень просто - иногда достаточно бывает расположить предмет (или предметы) по диагонали (т.е. под углом в кадре), чтобы сделать композицию выразительной и динамичной. Считается, что наибольший эффект может дать диагональ, находящаяся под углом примерно 45 градусов к нижнему краю кадра.
Диагональ, начинающуюся в нижней точке слева и имеющую наивысшую точку справа, называют диагональю ухода. Это фото мы начинаем рассматривать с ломтиков хлеба прямо перед нами, а затем, поднимаясь выше по диагонали, переводим взгляд на сам хлеб, находящийся дальше.
Диагональ, начинающуюся в верхней точке слева и постепенно спускающуюся к нижней правой части кадра, называют диагональю прихода. Здесь наоборот, первое, на что мы смотрим - это самый дальний верхний кусочек хлеба, от него мы постепенно спускаемся вниз к тому ломтику, что ближе всего к нам и так и просится в рот.
Split кадрирование
Этим забавным английским словом называют такой способ расположения предмета при фотосъёмке, когда мы видим в кадре только его половину (или чуть больше, чуть меньше). Этот приём подходит для фотографирования симметричных предметов, т.к. не позволяет нам увидеть общую форму объекта, но зато помогает хорошо разглядеть детали. Можно сфотографировать так отдельную тарелку с блюдом, оставив в кадре только её половину. Наиболее удобным будет при этом ракурс сверху...
...или же один из фронтальных ракурсов (с уровня предмета или с уровня стола).
Negative Space
"Негативное пространство" - ещё один простой способ фотосъёмки, при котором используется минимум предметов.
Сам объект фотосъёмки представляет собой позитивное пространство, а negative space - это всё остальное пространство вокруг объекта, не содержащее никаких других предметов, т.е. это просто фон. И чем больше свободного места остаётся вокруг главного объекта, тем более сильный эффект оказывает фотография на зрителя.
Казалось бы, всё очень просто - объект и много пустого фона вокруг него. Но согласитесь, есть в таких фото что-то особенное, притягивающее взгляд...
Ну, и наконец, следует заметить, что в одном кадре могут сочетаться несколько правил и композиционных приёмов сразу. Как например, здесь:
Или же здесь - фото сделано по принципу "негативного пространства", но сам объект очень чётко попадает на точки пересечения линий золотого сечения.
.....................................................................................................................................
И напоследок, заканчивая тему, хочется заметить, что правила важны, но каждый раз строить в уме сетку при фотосъёмке, конечно же, необязательно. Это помогает в самом начале, тем, кто хочет научиться. Затем постепенно глаза привыкают видеть сами красивую гармоничную картинку и строить кадр интуитивно, не прибегая к математическим расчётам и схемам...
Обсудим вместе:
Знали ли вы раньше и пользовались ли подобными правилами и способами расположения предметов в кадре?
Часто ли вы располагаете предмет в центре кадра или предпочитаете сдвигать его от центра при фотографировании?
Любите ли вы располагать предметы по диагонали при съёмке блюда? Какие блюда вы обычно фотографируете таким способом?
Прозрачные сетки в формате gif.
Могут быть использованы в любом графическом редакторе, поддерживающем этот формат и работу со слоями (т.е. чтобы одно изображение можно было наложить на другое). Например: Photoshop, CorelPhotoPaint, Gimp, Paint.NET (в обычном Paint нет возможности работать со слоями) и другие.
Открыв сетку в графическом редакторе, нужно просто скопировать её (команда "Копировать" или Ctrl+С)
И затем вставить в фотографию, на которую вы хотите её наложить (команда "Вставить" или Ctrl+V).
Далее растянуть сетку до нужных размеров, соответствующих размеру фото, используя соответствующие команды ( в разных графических редакторах они будут разными...)
Либо можно ещё до накладывания сетки на фото поменять её размеры, сделав её такой же как фотография. И потом наложить, тогда она сразу точно к ней подойдёт. Останется только сохранить полученное изображение.
Любую сетку можно поворачивать и делать вертикальной, горизонтальной, или в зеркальном отображении (используя соответствующие команды в вашем графическом редакторе).
Правило золотого сечения.
Правило третей.
Немного видоизменённое правило третей (с широкой средней частью)
Правила диагонального золотого сечения (два способа).
Могут быть использованы в любом графическом редакторе, поддерживающем этот формат и работу со слоями (т.е. чтобы одно изображение можно было наложить на другое). Например: Photoshop, CorelPhotoPaint, Gimp, Paint.NET (в обычном Paint нет возможности работать со слоями) и другие.
Открыв сетку в графическом редакторе, нужно просто скопировать её (команда "Копировать" или Ctrl+С)
И затем вставить в фотографию, на которую вы хотите её наложить (команда "Вставить" или Ctrl+V).
Далее растянуть сетку до нужных размеров, соответствующих размеру фото, используя соответствующие команды ( в разных графических редакторах они будут разными...)
Либо можно ещё до накладывания сетки на фото поменять её размеры, сделав её такой же как фотография. И потом наложить, тогда она сразу точно к ней подойдёт. Останется только сохранить полученное изображение.
Любую сетку можно поворачивать и делать вертикальной, горизонтальной, или в зеркальном отображении (используя соответствующие команды в вашем графическом редакторе).
Правило золотого сечения.
Правило третей.
Немного видоизменённое правило третей (с широкой средней частью)
Правила диагонального золотого сечения (два способа).