Наша новая тема — это продолжение предыдущей темы о свойствах композиции. Наряду с единством и целостностью, любая композиция обладает такими свойствами, как равновесие и устойчивость.
Любые предметы в кадре, несмотря на то, что это всего лишь изображение, имеют свой вес. Как и предметы в жизни, они могут быть более тяжёлыми или более лёгкими.
В уравновешенной композиции предметы располагаются так, чтобы в кадре получился примерно одинаковым их вес слева и справа, сверху и снизу. Как на весах.
Если в вашей композиции в одной части кадра присутствуют более тяжёлые объекты, а в другой — более лёгкие, или же их там вообще нет, пусто, то композиция может получиться неуравновешенной, т. е. нарушится равновесие или баланс.
Равновесие может быть симметричным или асимметричным.
С симметричным равновесием всё ясно — чтобы его достичь, левая часть кадра должна быть отражением правой (либо верхняя отражением нижней).
Асимметричного равновесия достигнуть сложнее. К тому же, чётких правил здесь не существует. Любая фотография кому-то может показаться уравновешенной, а кому-то нет, т.к. равновесие — это субъективное понятие.
Единственное, на что вы сможете ориентироваться — это собственный визуальный опыт.
Глядя на любую фотографию, можно мысленно представлять себе весы (см.картинку выше) и попробовать «взвесить» изображённые на ней предметы справа и слева.
От чего же будет зависеть «вес» предметов на фото?
Конечно же, от их количества и размера.
Чем больше предмет, тем он тяжелее.
Тяжёлые крупные объекты на фото можно уравновешивать, размещая с другой стороны (на «второй чаше весов») мелкие, но в большем количестве.
Либо сдвинуть крупный объект ближе к центру, тогда он тоже будет меньше перевешивать остальные.
Пример:
На этом фото - правая сторона кадра получилась практически пустой, к тому же слева расположен достаточно тяжёлый объект — салат. Фото неуравновешенное.
Чтобы уравновесить его, добавим объекты с правой стороны и сдвинем салат ближе к центру.
В жизни мы чаще видим, что тяжёлые предметы находятся на земле, а лёгкие сверху. Если же что-либо тяжёлое поместить наверх, то нам будет некомфортно находится рядом, т.к. тяжёлый предмет,находящийся сверху, очень неустойчив и может упасть.
На фото мы будем наблюдать то же самое. Если крупные объекты расположены в верхней части кадра, то они будут доминировать над объектами, находящимися внизу, давить на них, как бы грозя упасть на них сверху.
Если предметов внизу будет недостаточно, чтобы сбалансировать тяжесть сверху, то фото станет не только неуравновешенным, но и неустойчивым.
Пример:
На фото 1 - тяжёлая форма с пирогом расположена сверху. Вместе с полным стаканом чая они зрительно перевешивают кусочек пирога внизу на лёгкой белой тарелке. Верхняя часть фото выглядит более тяжёлой и загруженной.
Фото 2 — отодвинув подальше стакан и форму с пирогом и спрятав её часть за кадром, мы облегчим зрительно верхнюю часть кадра.
Фото 3 — поменяем величину диафрагмы, чтобы крупные предметы сзади стали более размытыми. Размытость уменьшает их вес. И поменяем немного ракурс, показав кусочек пирога не сверху, а сбоку. Таким образом кусочек выглядит крупнее, тяжелее и значительнее, к тому же, теперь мы имеем возможность рассмотреть детально его разрез.
Тёмные, фактурные, разноцветные или яркие предметы обязательно будут выглядеть в кадре тяжелее, чем светлые, гладкие или однотонные.
Пример:
На этом фото - почти все предметы светлых натуральных оттенков. Все, кроме разделочной доски в верхнем правом углу. Она тёмная и расположена сверху, поэтому очень утяжеляет эту часть кадра и выделяется из всей группы предметов в композиции, смотрится громоздкой.
Заменим её на более светлую, фото сразу же стало смотреться легче, не правда ли?
Ещё облегчим верх — оставив всего один цуккини на доске, и чуть утяжелим пустой левый нижний угол, добавив туда нож.
Здесь, на фото 1, тоже верхняя часть кадра выглядит тяжелее — там находится достаточно тяжёлая тарелка с гренками и цветная ткань, а внизу только одна гренка и белые тарелка и фон. Отодвинем подальше на задний план тарелку полную гренок и заполним белый фон снизу, продлив туда угол цветной ткани (фото 2)
На фото ниже - с правой стороны расположено больше объектов тёмных цветов, левая часть более лёгкая, особенно левый верхний угол, т.к. там мы видим светлую ткань. Можно было бы оставить фото и таким, оно смотрится неплохо.
А можно добавить маленькую деталь в пустой угол, чтобы сделать фото более уравновешенным.
Теперь попробуйте прокомментировать для себя сами: почему первая фотография с напитком (ниже) была неуравновешенной, и что было сделано для того, чтобы достичь равновесия. Почему листочек из левого нижнего угла переместился в правый верхний? Как вы думаете? Не забываем, что можно кликнуть по фото, увеличив его, чтобы лучше рассмотреть.
Иногда бывает достаточно всего лишь сместить кадр влево или вправо, чтобы уравновесить его.
Как здесь: много мелких предметов слева, а справа полностью пустой угол.
Если сдвинуть кадр, то пустота исчезает.
Либо можно добавлять любой мелкий предмет, подходящий по смыслу к композиции, в качестве противовеса тяжёлому объекту с другой стороны.
Мы видим тяжёлый хлеб-бриошь слева и пустой правый нижний угол.
Добавим противовесы — ягоды клубники на переднем и заднем плане (и ещё одну на бриошь, чтобы все объекты в композиции были связаны между собой). Хоть клубника и мельче хлебушка, но зато она яркого красного цвета, который придаёт ей вес.
Говоря об устойчивости, как о ещё одном свойстве композиции, вспомним о линии горизонта. Мы привыкли видеть её ровной. Также ровными должны быть и любые опорные вертикальные или горизонтальные линии и плоскости на фото.
Если это правило не соблюдается, то возникает ощущение, что предметы в кадре куда-то падают.
Если вам трудно привести все линии в кадре к ровным горизонталям и вертикалям, воспользуйтесь функцией сетки на дисплее вашего фотоаппарата (мы упоминали о ней в этой теме).
Если же вы составили композицию, которая не полностью входит в кадр, и вы намеренно снимаете слегка по диагонали, чтобы вошли все предметы, то лучше отказаться от этого.
Фото, сделанные под наклоном, некомфортно рассматривать зрителю.
Лучше будет как-то поменять композицию, чтобы вошло всё, и вам не пришлось разворачивать под углом фотокамеру.
Только если вы снимаете крупный план, т.е. объект вблизи (возможно, чтобы показать зрителю какие-либо детали или консистенцию блюда), то допускается лёгкий поворот камеры и лёгкий наклон. Так как и в реальности мы, рассматривая предмет с близкого расстояния, тоже часто слегка наклоняем голову. Такие фотографии будут смотреться естественно.
При фотографировании в ракурсе сверху тоже важно следить за положением фотокамеры, она должна быть перпендикулярна поверхности стола (фото 1 ниже). Если это не так, то снова возникает ощущение неустойчивости, предметы на фото будут куда-нибудь заваливаться...
Пока это всё, что мы можем сказать о равновесии и устойчивости, как свойствах композиции.
Как мы уже отмечали выше — строгих правил в отношении этих двух параметров не существует. Ориентируйтесь на свой вкус, пробуйте оценивать — получилось ли у вас достичь равновесия на фото.
А иногда можно сделать и неуравновешенные кадры, они тоже могут быть по-своему интересными.
Уравновешенная композиция создаёт у зрителя ощущения спокойствия, гармонии.
А неуравновешенная (если такова была задумка автора) может передавать напряжение, незаконченность, вызывать интерес.