Мы уже говорили немного о том, что обычно понимают под словом «композиция» и рассмотрели некоторые правила её построения.
Сегодня мы рассмотрим одно из свойств композиции — это единство и целостность.
..............................................................................................................................................................................
Говоря о единстве, мы подразумеваем, что фотография должна быть единым неделимым целым, должна создавать целостное впечатление у зрителя. Объекты в кадре должны быть связаны друг с другом и дополнять друг друга, и ни один из объектов не должен доминировать над целым образом. Именно это позволяет зрителю легко и свободно рассматривать фотографию.
На фото ниже мы видим изображение обеда, который только начался: есть блюдо, только что положенное на тарелку, есть хлеб, с которым оно было подано, есть сыр и зелень на заднем плане и, по-видимому, тот же сыр с петрушкой есть и в румяной корочке на кусочках мяса. От сыра кто-то уже отрезал кусочек, для того чтобы...Для чего же?
Это фото, на самом деле, лишь половина кадра, есть ещё что-то на столе справа от тарелки. Кусочек мяса только что положенный на тарелку с помощью лопатки, отрезанный сыр, само мясо на тарелке: все эти предметы говорят нам о том, что рядом с тарелкой должны быть ещё... Попробуйте угадать, что же справа от тарелки? И проверьте, сложилась ли у вас целостная картина этого обеда...
В живописи единство и целостность достигаются, например, засчёт того, что обычно у каждого художника свой неповторимый стиль, свой почерк, свои любимые формы и линии.
На фото же мы не имеем возможности пользоваться такими живописными приёмами.
Но можем внимательно отнестись к выбору предметов, которые будут находиться вокруг фотографируемого блюда, между ними обязательно должна быть связь.
1. Пространственная или физическая связь, внешняя.
Чаще всего, на фотографии предметы не просто лежат рядом, они определённым образом соприкасаются друг с другом, могут частично накладываться один на другой и совмещаться, как бы образуя цепочку. Именно по этой цепочке будет переходить взгляд зрителя при рассматривании вашей фотографии.
На фото с пирогом все предметы расположены на салфетке: начиная от тарелки на её уголке, и заканчивая чашкой на заднем плане. Между предметами есть расстояние, но общая салфетка стала для них связующим элементом.
Ещё одну цепочку образуют ягоды клубники, свободно разбросанные на переднем, среднем (тарелка и кусочек пирога) и заднем плане (форма с пирогом, салфетка и стол рядом с чашкой).
А на фото ниже расстояния между предметами мы не видим, т. к. в этом ракурсе они слегка накладываются один на другой, также создавая своеобразную цепочку — что-то впереди, а что-то сзади (фото можно даже рассматривать по часовой стрелке, следуя за тем, как предметы перекрывают друг друга: тарелка со сконами — ваза с цветами — пачка с чаем — чашка — формочка с запечёнными сливками - нож — цветок на столе — и снова сконы).
А следовать по этой цепочке нам снова помогает салфетка — все предметы стоят на ней как будто по кругу...
Даже совсем простое по композиции фото выглядит интересным, если предметы на нём входят в контакт, а не просто находятся рядом.
На этом фото мы можем рассмотреть “букет” из пряников, палочки которых сошлись в одной точке. А можем проследить за линией-зигзаг, опускаясь от верхнего пряника постепенно к самому нижнему.
Также предметы на фото могут быть связаны общей формой.
Как на этом фото – круглая доска, круглая миска, круглые котлетки и половинка яйца.
Или здесь – мы видим множество больших и маленьких округлых форм...
На том же фото с киселём можно заметить ещё один вид связи между предметами – связь по цвету: белый фон и белая посуда, белый горох на ткани. Чёрная тарелка и чёрная ткань. Красные ягоды и красный кисель.
Так же, как и здесь: все предметы объединены одним и тем же цветом – красным.
Чтобы фото выглядело единым целым, предметы на нём обязательно должны быть связаны единым стилем.
Простой суп сфотографирован в глиняной посуде, на деревянном фоне и простой пробковой подставке, с деревянной ложкой, льняной салфеткой, горбушкой хлеба и дольками чеснока. Получился деревенский стиль.
А изысканный салат подан на фарфоровой тарелке и украшен тонкими дольками яблока, рядом с ним столовые приборы, стеклянная солонка на подставке, салфетка с вышивкой, и всё это на фоне с элегантным узором из роз.
Кроме того, предметы обычно объединены каким-то общим действием.
На фото ниже совершенно ясно, что в кружке чай, заваренный из пакетика, в который добавили мёд из банки ложкой и налили немного молока из молочника. Получился традиционный английский чай с молоком, надпись на коробке с чаем English Breakfast тоже указывает нам на это.
А на этом фото с пирогом: от яблока отрезали кусочек ножом, лежащим справа, и положили на блюдо, это помогает нам понять, что в пироге есть яблоки и делает картинку более живой (чем если бы там просто лежало целое яблоко на переднем плане).
2. Ментальная или психологическая связь, внутренняя.
Здесь на самом деле, всё очень просто. У любого фото есть своя тематика, своя история, которую мы ожидаем увидеть или хотим показать. Например, если это фото каши на тарелке,то мы ждём композицию, связанную с завтраком, светлые тона, солнышко, цветы. Если это запечённая баранина, то наверняка, картинка возникнет другая...
Булочка в кадре представляется нам с чашкой чая или молока.
А попробуйте сфотографировать чашку с молоком рядом с солёными огурцами...не думаю, что от взгляда на это фото вам захочется кушать...
Посмотрите на некоторые примеры. Какую историю рассказывают эти фото? Что вам представляется? Какие слова-ассоциации вы бы подобрали?
Весна, подарок, мама, нежность...
Десерт, ягоды, лёгкость, элегантность, новый рецепт...
Простое блюдо, горячее, скоро обед...
Завтрак, утро, сладость, аромат корицы...
Горячее, сметана, русское, домашнее...
Теперь мы знаем, что композиция обязательно будет единой и целостной, а не просто набором предметов, лежащих рядом, если предметы в ней будут как-то связаны друг с другом.
Но, составляя композицию и связывая разные предметы, не забудем, что главное в кадре – это то блюдо, которое мы фотографируем. Оно является центром нашей композиции и к нему обязательно нужно привлечь внимание, выделить его.
Как это можно сделать?
- правильно выбрать ракурс.
Печенье в низкой вазочке и на плоской поверхности стола лучше смотрится сверху.
А печенье, расположенное вертикально, одно на другом, притягивает взгляд, если его сфотографировать сбоку.
- найти место в кадре главному объекту
Привлекают внимание предметы, расположенные по правилу третей или золотого сечения (о них здесь)
Либо можно сделать центральную композицию
- выделить главное точной фокусировкой (о ней здесь)
Без точной фокусировки, однотонный крем-курд мог бы затеряться на этом фото среди яркой посуды...
- выделить центр композиции цветом
Если бы зелёный салат лежал на яркой тарелке или на цветном фоне, вряд ли он был бы так заметен...
Тема подошла к концу, напоследок, приведём ещё пару примеров того, как можно построить композицию и связать предметы друг с другом.
Первый пример:
1. Выбран тёмный фон и к нему тёмно-серая тарелка. Пирог на блюде выделен белым цветом салфетки.
2. Добавим нож, которым резали пирог и клетчатую салфетку, чтобы заполнить пустоту сзади и соединить одной линией тарелку и блюдо на переднем плане (салфетка прикасается краем и к тому, и к другому)
Добавим ещё один кусочек пирога, расположив его в центре. Теперь в кадре больше виден его разрез.
3 и 4. Поставим ещё один противень сзади, чтобы в кадре не было видно ничего лишнего, остался только тёмный фон. Переложим нож на тарелку, связав его с ней. Добавим несколько “случайно упавших” кусочков картофеля из пирога на блюде.
5 и 6. Чтобы было вкуснее кушать этот пирог, несомненно в кадр “просятся” и стаканы с каким-либо напитком. Добавим их, поэкспериментировав с их расположением на заднем плане.
Второй пример:
1 и 2. Выбраны предметы связанные округлой формой и цветом (белый, синий).
Но на первой фотографии композиция получилась статичная, неживая, предметы просто расположены рядом и мало взаимодействуют.
На второй - диагональные линии ложки и салфетки делают фото более динамичным и как бы указывают своим направлением на пиалу с супом. Осталось непонятным, для чего здесь помидоры...
3. Томатная паста есть в составе супа, поэтому помидоры вполне могут быть здесь. Но чтобы «включить» и их в процесс обеда, можно порезать их на кусочки, разместив рядом с супом и ложкой и на хлебе. Так мы построили ещё одну цепочку между супом, хлебом и помидорами сзади. Только теперь сам суп, по сравнению с яркими помидорами, стал невзрачным...
4. Добавим к нему яркой зелени. Получилась ещё одна цепочка — из зелёных листочков петрушки, расположенных на разных планах.
И нож, которым разрезали помидорки, своей диагональю указывает на суп.