Как известно, свет - это основа любого процесса фотосъёмки, в том числе и фудфотографии. Ведь без света она была бы попросту невозможна.
Поэтому самую первую тему в нашем клубе мы посвятим именно ему.
От чего зависит освещение предметов на наших фотографиях?
1. В первую очередь: от источника света, который может быть
- натуральным или естественным (т.е. солнечный свет)
- искусственным (свет от лампы или вспышки)
2. Так же степень освещённости фотографируемого объекта зависит и от вашего фотоаппарата, а именно - от его настроек.
3. И наконец, очень важным является ваше собственное умение управлять имеющимся светом, т.е. при необходимости делать его более или менее интенсивным.
Сегодня мы поговорим о натуральном свете. Его источник - солнце - может светить очень по-разному.
Обращали ли вы внимание на то, как меняется свет в вашем доме, в том месте, где вы фотографируете?
В яркий солнечный день свет создаёт глубокие контрастные тёмные тени и яркие рефлексы на фотографируемых объектах и будет называться резким.
Мягкий рассеянный свет, при котором тени заметно уменьшаются и становятся менее тёмными, мы видим, когда небо затянуто облаками или солнце скрывается за пеленой тумана.
В то время суток, когда солнце находится низко над землёй (утром или вечером) его свет будет тёплым, а если поднимается выше, температура света и его цвет становится более холодным. Утром или вечером солнце светит не так интенсивно и ярко, как в середине дня.
Также и само окно, пропускающее свет, в зависимости от своего размера и расположения, имеет влияние на качество света, проходящего в комнату.
Всё это нам необходимо учитывать, если мы хотим сделать фото при естественном свете.
............................................................................................................
Как же мы можем управлять таким светом?
Ведь невозможно заставить солнце светить больше или меньше?
Конечно же, нет, перефразируя известную поговорку - "солнцу не прикажешь". Но мы можем немного отрегулировать то количество света, которое попадает на объект нашей фотографии.
Например, мы знаем, что наиболее предпочтительным для фудфотографии будет мягкий рассеянный свет.
Если же свет резкий, и прямые лучи солнца "бьют" в стекло, образуя некрасивые тёмные тени на предметах, можно попробовать слегка приглушить его яркость - например, закрыв окно белой занавеской (только белой, не цветной!) из тонкой ткани или тюля.
Или прикрепив временно на стекло полупрозрачный материал - это могут быть пакеты или же обычная пергаментная бумага для выпечки.
Ещё один наш помощник в борьбе с тенями - это отражатель, который может быть использован как при резком, так и при мягком натуральном свете.
Что такое отражатель? Это любой материал, который способен отразить падающий из окна солнечный свет и направить его на затемнённые участки кадра (т.е. он работает по принципу "солнечного зайчика").
Отражатели могут быть разных размеров и цветов, они помогают нам не только осветлять тени, но и придавать предметам больше фактуры, объёма и цвета.
Белый отражатель - используется наиболее часто, он хорошо отражает свет и не меняет цветовую температуру.
Серебристый - делает свет более холодным и более резким
Золотистый - даёт более тёплые оттенки, может изменить немного цвет предмета.
Существуют профессиональные отражатели для фотосъёмки, но в домашних условиях вполне можно применять -
-обычный лист белой бумаги, ватмана или картона
- белые пенопластовые панели
- пищевую фольгу (для использования в качестве отражателя её нужно хорошо измять)
Можно сделать отражатель 2 в 1, наклеив на лист картона белую бумагу с одной стороны и мятую фольгу с другой.
Мои постоянные отражатели - это мятая фольга на двух листах картона, одна из них более сильно отражает свет, другая менее (фото 1).
Ещё я иногда пользуюсь вот такими одноразовыми картонными подносами белого, золотого, и серебрянного цвета (фото 2).
А вообще, пригодится может даже металлический поднос, крышка от кастрюли (фото 3) или обычное зеркало.
Итак, попробуем на примере рассмотреть, как же нам могут помочь отражатели.
Прежде всего, определим место основного источника света относительно фотографируемого объекта и фотоаппарата.
На следующем рисунке показаны все возможные варианты расположения предмета и фотоаппарата относительно источника света. Как мы видим, чаще всего (80 % случаев) источник света будет находиться в точках 10-11 или 1-2, это наиболее удобное расположение, также можно располагать источник света в точках 9, 12 или 3.
Свет в точках 9, 10-11, 1-2, 3 будет создавать боковое освещение.
Свет в точке 12 (напротив фотоаппарата) будет создавать контровое освещение, которое используется реже, чем боковое, и о нём мы сегодня пока говорить не будем.
Наконец, красным крестом обозначены точки, в которых не рекомендуется размещать основной источник освещения.
Определив место источника света (в моём случае - окно слева от объекта), попробуем сделать серию снимков и посмотрим разницу (кликнув по фото, увеличиваем его, чтобы лучше рассмотреть ).
Фото 1 - без отражателей, мы видим достаточно тёмную тень с правой стороны всех предметов на фото.
Фото 2 - с одним отражателем, который расположен на расстоянии 50 см от объекта. Тени на бананах и под тарелкой стали чуть светлее, на среднем банане появился рефлекс.
Фото 3 - с одним отражателем, который расположен на расстоянии 20 см от объекта.
Все тени стали намного светлее, а рефлекс на среднем банане ещё заметнее.
Следующая серия снимков поможет увидеть разницу в освещении при использовании разного количества отражателей.
Схемы освещения показаны на рисунке.
Вот такие фото получились (я не показываю только 4-е фото с тремя отражателями, т.к. в итоге оно у меня получилось практически такое же, как фото 3 с двумя отражателями).
Фото 1 - без отражателей.
Фото 2 - с одним отражателем, тени стали светлее, на среднем банане появился рефлекс
Фото 3 - с двумя отражателями, тени стали ещё светлее, особенно это заметно на концах бананов, тень под тарелкой почти не видна. А вот рефлекс на среднем банане стал менее заметным.
Последняя серия фотографий была сделана с отражателями разного цвета.
Фото 1 - с одним отражателем серебристого цвета.
Фото 2 - с одним отражателем золотистого цвета. Видно, что жёлтый цвет бананов получился более тёплого оттенка, чуть изменился и цвет клубники и белый цвет фона и тарелки.
Фото 3 - с одним отражателем белого цвета. Это фото похоже на первое, но на фото 1 белый цвет был немного холоднее по оттенку (заметно по фону сзади), и рефлекс на банане стал более мягким, не таким отчётливым.
Вот таким образом, с помощью отражателей, мы можем попытаться управлять количеством света и сделать наши фотографии светлее и красивее.
Отражатели - это наши помощники. Но это вовсе не означает, что без них совсем нельзя обойтись. Фото, сделанное без отражателей, с контрастными тенями, тоже может быть по своему красивым. Ведь главное - это ваша задумка и ваша фантазия...
Обсудим вместе:
При каком свете вы обычно фотографируете блюда?
Часто ли вам удаётся делать снимки при естественном свете?
Бывают ли у вас трудности со слишком резким естественным светом? Как вы с ними справляетесь?
Пользуетесь ли вы отражателями? Какими?