Если ребёнок заикается

Модератор: Модераторы

Следующая

Если ребёнок заикается

Сообщение DolceVita » Вт июн 01, 2010 5:41 pm

Здравствуйте!
На сайте уже есть тема Помощь логопеда, но так как знаю, что не все логопеды занимаются заиканием, решила предложить и свою помощь. Я работала с заикающимися детьми в течение 7 лет, и по опыту знаю, насколько сложна эта проблема. Конечно, по Интернету невозможно исправить речь, но можно дать совет, направить, подсказать. С другими речевыми проблемами я тоже работала, так что, спрашивайте, буду рада ответить на ваши вопросы. Сейчас к сожалению не работаю, т.к. уехала из России, и по работе скучаю... Пишите, постараюсь помочь тем чем смогу! :) :Rose:
Последний раз редактировалось DolceVita Ср июн 02, 2010 4:46 pm, всего редактировалось 1 раз.

Старов (03 Aug 2011)
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение _Анюта_ » Ср июн 02, 2010 10:59 am

DolceVita Маш, наверное первым пациентом буду я.. Алине 12 апреля исполнилось 4 года. Заикается с 28 марта 2009. До этого в было все в норме. Но рано утром разбудила на самолет, посадила завтракать, за столом она не смогла сказать и слова.. Вот уже год занимемся по всем методикам. Стихи читает, песни поет, когда начинает беситься, или даже ворчать (минут 10 возмущается почему взяли в садик не ту юбку что она хотела) - проблем нет вообще. А когда ее спрашиваешь о чем-то, сразу же ступор.

За год уже заметила, что говорит без проблем когда не думает. Только начинает задумывать, что сказать, сказать ровно уже не может. Сама стараюсь говорить певуче, но при наличии особо шкодливой Маши (2 года 10 месяцев) иногда приходится прикрикнуть. Особенно когда начинают дурить вдвоем.

С Алиной даже буквы пока не учим, хотя многие сверстники уже читают по слогам. Умом понимаю, что только спокойная обстановка поможет ей востановить речь и наверное время. Но Алина настолько активная, шебутная, для спокойное поведение немыслимо. По этому пока особых действий я не предпринимаю... Но очень не хотелось бы, что она заикой пошла в школу..
Аватара пользователя
_Анюта_
 
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 2 апр 2009
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 610 раз.

Сообщение DolceVita » Ср июн 02, 2010 4:32 pm

Аня, очень рада, что ты мне написала. Общее представление о проблеме получила из твоего сообщения. Прежде всего, у меня к тебе есть несколько вопросов:

1. Были ли в семье ещё случаи заикания, например, у кого-либо из ближайших родственников?
2. Рано ли начала Алина говорить? Как говорила: много, быстро научилась строить фразы или речь в начале долго была малопонятной?

3. Как тебе кажется, первые запинки в речи появились по какой-либо причине, или без видимой причины? После этого заикание присутствует постоянно или меняется: усиливается, ослабевает, периодами говорит совсем без запинок? Сейчас заикается меньше или сильнее?

4. Как проявляется заикание сейчас: повтор звуков или слогов в начале, конце фразы, или запинается на одном звуке, или долго молчит, говорит с напряжением;
есть ли определённые звуки, которые для неё сложны; напряжённое дыхание во время речи.
Попробуй мне описать.

5. В каких ситуациях заикается сильно, а в каких меньше или говорит совсем без заикания? Заикается ли, когда учите стихи, когда играет одна или со сверстниками?

6. Как вы реагируете на запинки: говорите её об этом, поправляете или не обращаете особого внимания?

7. Как сама Алина к этому относится? Замечает ли, что говорит не так, как все, переживает из-за этого или безразлична? Использует ли в речи постоянно повторяющиеся слова типа: ну, вот, э, а, так?

8. Я уже поняла, что девочка она шустрая :) . А общительная ли? Легко ли вступает в контакт с новыми людьми, легко ли привыкает к новой обстановке? Впечатлительная, эмоциональная? Часто ли плачет, капризничает?

9. Обращались ли вы с этой проблемой к неврологу, логопеду? Если да, то что вам было назначено?

10. Есть ли у дочки другие речевые проблемы: например, с произношением звуков или делает много грамматических ошибок? А может быть, наоборот, говорит много и хорошо, любит рассказывать? Легко ли учит стихи?

Аня, извини, что так много вопросов :) . Если сможешь ответить, будет замечательно, если нет, всё равно что-нибудь тебе посоветую. Жду ответа! :Rose:
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение Настя 25 » Ср июн 02, 2010 6:35 pm

DolceVita Маш, а как быть если ребёнок говорит только первые слоги от слова. У меня дочь говорит много, но только первые слоги, а если слово целиком, то не совсем понятно его. Хотя новые слова за мной повторяет с удовольствием. И ещё, она до сих пор говорит о себе в третьем лице. Хотя тут, я думаю, виноваты мы с мужем сами.
Аватара пользователя
Настя 25
 
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 30 авг 2009
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 811 раз.
Поблагодарили: 719 раз.
Имя: Анастасия

Сообщение _Анюта_ » Ср июн 02, 2010 6:46 pm

DolceVita писал(а):Были ли в семье ещё случаи заикания, например, у кого-либо из ближайших родственников

Однажды в трехлетнем возрасте напугался муж, он же папа напугался, бабушка отвела его к какой-то бабке, типа заговорили..
Я сама когда очень тороплюсь, бываетт спотыкаюсь, но я торопыжка по жизни
DolceVita писал(а):Рано ли начала Алина говорить

в 2,5 года воспитательнице в садике надоело, что дети мычат - в четверг она их посадила в кружок и заставила выучить 5-7 слов, в пятницу повторили, в понедельник Алина почти свободно разговаривала
DolceVita писал(а):много, быстро научилась строить фразы или речь в начале долго была малопонятной?
говорила много, но простыми фразами

DolceVita писал(а): Как тебе кажется, первые запинки в речи появились по какой-либо причине, или без видимой причины

если по минутам, разбудила, посадила на горшок, не понежила, не приласкала, все молча, не хотела будить Машу, чтобы одевать детей по одному..
Посадила за стол, и она с большим трудом смогла сказать что хочет пить. Хотя вечером до дня отлета, говорила нормально
DolceVita писал(а):После этого заикание присутствует постоянно или меняется: усиливается, ослабевает, периодами говорит совсем без запинок?

кризисы с периодом в 2 недели. Занятия особо результатов не давали, по этому уже месяц я не занимаюсь. Только сама стараюсь говорить певуче, Когда она не может сказать, я ей помогаю и мы начинаем слово говорить вместе. Либо поправляю ее "Говори медленно"
DolceVita писал(а):Сейчас заикается меньше или сильнее?
меньше, или я привыкла :girl_pardon:

DolceVita писал(а):Как проявляется заикание сейчас: повтор звуков или слогов в начале, конце фразы, или запинается на одном звуке, или долго молчит, говорит с напряжением;есть ли определённые звуки, которые для неё сложны; напряжённое дыхание во время речи.Попробуй мне описать.

Первый слог в предложении или после набора воздуха в легкие. Все что говорит не думая, вылетает у нее без запинок. Особенно возмущение "Безобразие" Мы ради шутки решили прод
DolceVita писал(а):В каких ситуациях заикается сильно,

лить это высказывание и учим ее продолжению " Я буду жаловаться" Вот вторую фразу она подумает вспомнит, запнется и потом скажет.
DolceVita писал(а):В каких ситуациях заикается сильно, а в каких меньше или говорит совсем без заикания?


Сильно заикается когда думает о том что сказать, без запинок говорит на эмоциях. Сейчас смотрит любимый мультик сама коментирует, как только я ее спросила что там происходит на первом слоге в предложении запнулась. Она очень-очень быстро говорит, не полностью проговаривая все слова.
DolceVita писал(а):Как вы реагируете на запинки: говорите её об этом, поправляете или не обращаете особого внимания?


поправляем но не всегда. Последне всемя перестали обращать внимание, руки у меня опустились. Кстати со сверстниками, когда она им что то пытается сказать тоже заикается. Они не ждут ее чтобы выслушать, ее авторитет сильно падает, а дети сейчас злые :cry: , Спасибо воспитательнице, она внушает всем в группе что это нормально, не надо обращать внимания
DolceVita писал(а):Как сама Алина к этому относится?
Переживает, когда очень долго не может сказать, иногда замыкается в себе
DolceVita писал(а):ну, вот, э, а, так?


нет, ни когда.
DolceVita писал(а): Я уже поняла, что девочка она шустрая . А общительная ли? Легко ли вступает в контакт с новыми людьми, легко ли привыкает к новой обстановке? Впечатлительная, эмоциональная? Часто ли плачет, капризничает?

на все - да... К людям не ко всем подходит, "не бросается" Но в 80% ответит на вопрос чужого человека. Хотя иногда тушуется.
DolceVita писал(а):Обращались ли вы с этой проблемой к неврологу, логопеду? Если да, то что вам было назначено?

Логопед рекомендовал снимок головного могза чтобы определить ограническое это изменение в мозгу (которое не подлежит лечению) или это чего-то там еще. Направление на снимок должна была даль невролог, она сказала что это не нужно, выписала тенотен детский и пантогам. Через 2 дня после начала лечения результат был ошеломляющий. Заикания не было вовсе, но эффекта хватило на неделю, хотя таблетки мы пили 1,5 месяца. лечение было в феврале. Заикание вроде снижается, но я больше связываю это с тем что она растет успокается. Но все равно тараторит очень быстро.
DolceVita писал(а):Есть ли у дочки другие речевые проблемы: например, с произношением звуков или делает много грамматических ошибок?

не поставлены еще многие цвуки из разряда СШФХ. Про проверка логопеда показала что произношение звуков в норме для ее возраста
DolceVita писал(а):А может быть, наоборот, говорит много и хорошо, любит рассказывать?

начинает сочинять маленькие рассказики, стихи рассказывает без проблем, поет тоже (и даже попсу)

2 раза в неделю у нас танцы по часу, 2 раза в неделю рисование, лепка(пластилин и бисер)+ общение с детьми 7-12 лет которые с ней водятся и не обижают,по 2 часа. Уж очень она любит туда ходить

Спасибо Машенька тебе просто огромное.. :daisy:
Аватара пользователя
_Анюта_
 
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 2 апр 2009
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 610 раз.

Сообщение DolceVita » Ср июн 02, 2010 11:53 pm

Настя 25 писал(а):DolceVita Маш, а как быть если ребёнок говорит только первые слоги от слова. У меня дочь говорит много, но только первые слоги, а если слово целиком, то не совсем понятно его. Хотя новые слова за мной повторяет с удовольствием. И ещё, она до сих пор говорит о себе в третьем лице. Хотя тут, я думаю, виноваты мы с мужем сами.

Настя, а сколько вашей девочке лет? И что означает "мы с мужем виноваты сами"?
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение DolceVita » Чт июн 03, 2010 12:05 am

Анюта, у меня ещё один вопрос возник: ты пишешь "Занятия особо результатов не давали, поэтому уже месяц я не занимаюсь", а чем вы занимались и где? С логопедом или сами? В течение какого времени и что делали - коротко опиши, пожалуйста.
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение Настя 25 » Чт июн 03, 2010 8:29 am

DolceVita писал(а):а сколько вашей девочке лет?

Ей 2 года и 10 месяцев.
DolceVita писал(а): И что означает "мы с мужем виноваты сами"?

Мы когда к ней обращаемся, всегда говорим: "Яся, сделала то-то. Или Яся, принесла то-то". Вот как-то так.
Аватара пользователя
Настя 25
 
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 30 авг 2009
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 811 раз.
Поблагодарили: 719 раз.
Имя: Анастасия

Сообщение _Анюта_ » Чт июн 03, 2010 12:59 pm

DolceVita писал(а):а чем вы занимались и где?

сами, к логопеду сходили, сказала до 4-4,5 лет не трогать можно только навредить. А мы рожи корчим, песни поем, стихи учим. Не много(не усилинно каждый день занятия, а так между делом) почти каждый день, с момента начала заикания - год уже. Перестала акцентировать на этом внимание, теперь просто предлогаю ей говорить помедленнее. Чаще успокаиваю. Пятой точкой интуитивно чувствую что заикание - следствие внутреннего нервного ступора. Возможно боиться что-то не правильно сделать. Воспитана строго, просто идеальный ребенок - все прибрает, помогает без вопросов. Хотя детства не лишена, бесится в пределах безопасности..
Аватара пользователя
_Анюта_
 
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 2 апр 2009
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 610 раз.

Сообщение DolceVita » Чт июн 03, 2010 3:38 pm

Настя 25
Настя, по поводу того, что дочка говорит о себе в третьем лице, психологи обычно говорят, что до 3-х лет это нормально. В 3 года ребёнок становится более самостоятельным, уже может делать что-то без помощи взрослого и, начиная это осознавать, говорит "я сам! (я сам это сделаю).
Многие родители, так же как и вы, обращаются к ребёнку только "в третьем лице". И, конечно, лучше говорить по-другому: не "мама Ясю оденет", а "я сейчас тебя одену", тогда и девочка к этому привыкнет, и станет говорить "Я". А ещё, учите её потихонечку самостоятельно себя обслуживать: носочки одеть, ручки помыть - самые простые действия по самообслуживанию она уже вполне может научиться делать сама.
Часто родители говорят, что это слишком долго, ждать, пока ребёнок сам колготки натянет, я лучше сама ей быстро их натяну. Я считаю, что иногда можно и подождать, если это важно для развития малыша.

Насчёт речи, могу сказать, что детки все очень разные, у многих после 3-х лет речь начинает развиваться очень бурно. Не знаю, ходит ли она у вас в дет.сад, если ходит, поговорите с воспитателем, занятия по развитию речи проводят и для малышей. Хорошо, что новые слова повторяет с удовольствием. Используйте это. Побольше с ней говорите и называйте ей всё вокруг, побуждая повторять за вами.

Приведу несколько простых примеров-диалогов:
*Во время одевания
- Яся, будем одеваться, на улице тепло, я тебе одену юбку.
-Что я тебе одела? Юбку. (если не называет сама, называет мама, а дочка повторяет).
-А носочки ты сама наденешь, ты уже большая (ручками вверх показали - вот какая большая).
Помогаете надеть носочки потом спрашиваете: -Что ты надела? Носочки. Сама надела? Сама надела. Пойдём покажем папе.
И точно так же папе всё показали и назвали. И все рады, вот какая дочка умница: и надела сама, и назвала! Никогда не забываем, что с малышами всегда нужны эмоции.
А в следующий раз снова носочки надеваем, и мама надевает: -Что я надела? Носочки. Какие у меня носочки? Красные. А у тебя какие? Жёлтые.
Потом поиграем: спрячем носочки так, что только чуть-чуть видно цвет.
-Где мои носочки? (с эмоциями - носочки перепутались, вот беда!)
Вот они! Какие они? Красные носочки. А где твои?.(дети в этом возрасте начинают усваивать основные цвета - красный, синий, жёлтый, потом и зелёный).
А потом ещё и куклу учим одеваться... И так далее, постепенно учим, называем разную одежду и связанные с ней глаголы и прилагательные.

*А на улице кошку встретили, назвали кто это, что делает, вместе с мамой повторили. Домой пришли, папе рассказали. А потом игрушечную кошку взяли и поиграли: назвали её, показали и назвали, что кошка делает, как разговаривает и сами движениями изобразили. И собака к ней в гости пришла - Кто это? Тоже кошка? Нет, собака! Как собака лает? Что собака делает? Громко лает, кошку прогоняет. А мы её скажем: уходи, злая собака! Прогони злую собаку!

*Ещё читайте книжки с коротенькими стихами, потешками русскими народными, пусть помогает договаривать фразы. И точно так же, прочитали (с настроением, с эмоциями), картинки посмотрели, назвали. Потом пошли и папе ещё раз рассказали вместе, а папа похвалил. А позже вечером бабушку в гости позвали, с ней почитали, ей рассказали...

В общем, каждую минутку используем, разговариваем, не ленимся.
А если после 3-х лет никаких улучшений не будет, и несмотря на все старания речь понятнее не станет, и дочка будет по-прежнему только первые слоги говорить, тогда обратитесь к логопеду за помощью.
Желаю удачи! :Rose:
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение _Анюта_ » Чт июн 03, 2010 3:50 pm

DolceVita Маш, я встряну... Яська только-только пойдет в детский сад.. Через пару месяцев ее не узнать будет. Сама ведь знаешь что в коллективе дети развиваются быстрее..
Аватара пользователя
_Анюта_
 
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 2 апр 2009
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 610 раз.

Сообщение DolceVita » Чт июн 03, 2010 4:02 pm

Аня, абсолютно с тобой согласна! Но и родители не должны сидеть "сложа руки", садик - это садик, а семья - это семья: ребёнку в этом возрасте нужно, чтобы именно мама с ним позанималась, поиграла, такое общение важнее, чем все занятия в дет.саду. Возраст ведь замечательный! Только общайся и общайся с малышом! А потом если время упустим, поздно будет!
P.S. Тебе тоже обязательно отвечу, вот только с мыслями соберусь немножко... :)
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария

Сообщение _Анюта_ » Чт июн 03, 2010 4:12 pm

DolceVita писал(а):Только общайся и общайся с малышом!

а иногда хочется застрелиться... Ну это так к слову и на эмоциях...

(тишины хочу :girl_cray2: :girl_cray2: :girl_cray2: :girl_cray2: )
Аватара пользователя
_Анюта_
 
Сообщения: 2670
Зарегистрирован: 2 апр 2009
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 610 раз.

Сообщение Настя 25 » Чт июн 03, 2010 5:01 pm

DolceVita писал(а):А ещё, учите её потихонечку самостоятельно себя обслуживать:

Учим обязательно. Одеваться она уже умеет, медленно конечно, но сама. Иногда ленится, тогда помогаем. А сейчас начала вредничать. Просит что бы мы её одевали, но это из-за того, что у нас ещё и сын маленький. Ему только 9 месяцев. Я так думаю, что ревнует.
DolceVita писал(а):Ещё читайте книжки с коротенькими стихами, потешками русскими народными,

:girl_yes: Тоже читаем. И песенки поём. Подпевает хорошо, но только те слова, которые знает. А где не знает, то просто ла-ла-ла поёт.
DolceVita писал(а):В общем, каждую минутку используем, разговариваем, не ленимся.

Понятно.
З.Ы. В сад она только пойдёт в сентябре.
Анюта Ярославль писал(а):а иногда хочется застрелиться... Ну это так к слову и на эмоциях... (тишины хочу

:friends: :friends: :friends:
DolceVita Маша спасибо за ответ. Я потом ещё чего-нибудь спрошу :D
Аватара пользователя
Настя 25
 
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 30 авг 2009
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 811 раз.
Поблагодарили: 719 раз.
Имя: Анастасия

Сообщение DolceVita » Пт июн 04, 2010 12:13 am

Анюта Ярославль писал(а):а иногда хочется застрелиться... Ну это так к слову и на эмоциях...

Аня, понимаю тебя, все мы люди. Тем более, если маленьких детей двое... Я когда работала, и было их у меня в группе 25, мне тоже хотелось иногда того же... :)
Ну, а теперь о твоей проблеме:

Аня, прежде всего, спасибо за достаточно подробные ответы на мои вопросы. Сразу хочу сказать, что заикание - нарушение серьёзное, исправляется с трудом, и неисправленное в детстве очень мешает потом в жизни. Ни в коем случае нельзя оставлять его так как есть, и ты молодец, что обращаешься за помощью.
Есть разные его виды, и, как вам и сказал логопед, действительно, один из видов связан с микроорганическим поражением головного мозга. Оно может возникнуть в результате проблем во время беременности и родов. Но честно говоря, я за время работы ни разу не слышала, чтобы кто-то из моих воспитанников делал снимок головного мозга, чтобы его увидеть. Это ведь микропоражение, по-моему, его таким образом и не увидишь. И я не согласна с тем, что такое заикание совсем не подлежит исправлению. У меня были такие детки, и хорошие результаты были и у них.
В вашем случае, судя по тому, что ты мне пишешь, можно было бы говорить именно об этом виде, очень похоже, хотя бы потому, что заикание появилось "само по себе", без причины. Но точно я тебе сказать не могу, т.к. диагноз невролога не знаю и девочку увидеть не могу.

Лечение медицинскими препаратами дало короткий эффект, к сожалению, потому, что все эти препараты имеют большее воздействие на взрослых. Детям их назначают с осторожностью, можно их принимать только по назначению невролога в периоды кризисов, когда заикание очень сильное, но обязательно одновременно заниматься у логопеда, тогда пользы будет больше. И во время их приёма обязательно следить за состоянием ребёнка, потому что иногда дают обратный эффект, и речь ухудшается.

С заикающимися детьми, действительно, логопеды чаще всего начинают заниматься с 4-5 лет, потому что в этом возрасте они уже больше понимают и научить их контролировать свою речь намного проще.
Дошкольный возраст - самый благоприятный для исправления заикания, потому что в школе к заиканию добавляется очень стойкая психологическая проблема: страх речи, который преодолеть бывает очень сложно. Поэтому, чем раньше начнёте заниматься, тем лучше, пока заикание ещё не закрепилось (если прошёл уже год, считается закрепившимся). И с малышами 3-4 лет уже самые простейшие упражнения, занятия в форме игр можно начинать проводить и как можно раньше и быстрее. Даже если покажется, что результата не заметно, всё это поможет в дальнейшем.
Стихи, песни, всё это действительно нужно, ты правильно делала, что старалась с дочкой заниматься, но только нужно знать, как все эти занятия-игры правильно организовать. Аня, ни в коем случае нельзя опускать руки, как бы трудно ни было, и как бы долго ни пришлось заниматься, потому что жить с заиканием нелегко. Пока ребёнок маленький, есть возможность всё поправить, по крайней мере, нужно постараться всё для этого сделать.Если есть желание и стремление, могу дать вам некоторые советы даже на лето. Есть такое желание? :)
Аватара пользователя
DolceVita
 
Сообщения: 9668
Зарегистрирован: 30 апр 2010
Откуда: Италия
Благодарил (а): 10403 раз.
Поблагодарили: 14841 раз.
Имя: Мария


Следующая

Если ребёнок заикается

Вернуться в Поговорим о наших детях